Вопросы правового регулирования майнинга криптовалюты (цифровой валюты) в Российской Федерации С 01.11.2024 вступили в силу положения Федерального закона от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), от 25.10.2024 № 349-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением ст.ст. 2, 3, далее – Федеральный закон № 349-ФЗ), которыми регламентирован порядок осуществления деятельности по майнингу криптовалют. Майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программноаппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (ст. 5 Федерального закона № 221-ФЗ). Кроме того, введены понятия реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, реестра операторов майнинговой инфраструктуры. Согласно ст. 14.2 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) в новой редакции установлено, что физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, личным законом которых является российское право, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. Чтобы заниматься майнингом, юридические лица или индивидуальные предприниматели должны состоять в специализированном реестре (ч. 1, 2 ст. 14.2 Закона о ЦФА). Порядок включения в такой реестр предусмотрен Правилами его ведения, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2024 г. N 1464. Вместе с тем законодателем определен ряд обстоятельств, при возникновении которых осуществление майнинга запрещено. Так, статьей 3 ФЗ № 221 оговорено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, деятельность по производству или купле-продаже электрической энергии запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с названными видами деятельности. Согласно статье 14.2 ФЗ № 221 майнинг цифровой валюты также запрещен для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Соблюдение требований к майнинговой деятельности контролирует Федеральная налоговая служба России (ч. 12, 13 ст. 14.2, ч. 4 ст. 14.3 Закона о ЦФА, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.10.2024 N 1347). В Федеральные законы от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), № 259-ФЗ внесены изменения в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по принятию решения о запрете осуществлять майнинг цифровой валюты в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях. Соответственно, постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869 (вступило в силу с 01.10.2025) установлен запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) на территории Усть-Удинского района с 1 января 2025 г. по 15 марта 2025 г.; с 15 ноября 2025 г. по 15 марта 2026 г.; с 15 ноября 2026 г. по 15 марта 2027 г.; с 15 ноября 2027 г. по 15 марта 2028 г.; с 15 ноября 2028 г. по 15 марта 2029 г.; с 15 ноября 2029 г. по 15 марта 2030 г.; с 15 ноября 2030 г. по 15 марта 2031 г. Таким образом, несмотря на наличие нормы ст. 14.2 Закона о ЦФА, наделяющей физических лиц правом «добычи» цифровой валюты без включения в реестр при условии не превышения установленных лимитов энергопотребления, который составляет не более 6 000 киловатт-часов в месяц, на территории Усть-Удинского района Иркутской области данная деятельность для физических лиц запрещена в указанные выше периоды времени. Вместе с тем, данная деятельность по «добыче» криптовалюты разрешена для физических лиц при соблюдении условий, огранивающих энергопотребление до 6 тысячи киловатт-часов, на территории иных районов Иркутской области, например, Тайшетского, Нижнеилимского, УстьИлимского и других районов, не указанных в п.1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869. Нарушение установленных правил майнинга, а именно: требования закона о включении в реестр или запрета на занятие майнингом, который установлен в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях, по сути влечет запрет на занятие данной деятельностью временно или постоянно. Это может выражаться, в том числе в уменьшении максимальной присоединенной мощности вплоть до полного отсоединения энергопринимающих устройств от электросети. (п. п. 19, 27(1) Правил ограничения режима потребления электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). При нарушении законодательства о майнинге при наличии оснований применяются административная и уголовная ответственность. за самовольное подключение к электросети и ее использование (если нет признаков уголовно наказуемого деяния) наступит ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ; за несанкционированное подключение к энергосетям, создающее возможность неучтенного потребления электроэнергии, и причинение имущественного ущерба свыше 1 млн руб. наступит ответственность по ст. 165 УК РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48).